Макрофотосъемка: приспособления для зеркальной камеры. Владимир Блинов Добавлено: 20.10.2005 |
Вторая статья из задуманного цикла статей о макросъемке. Первая статья – «Советы макрофотоохотникам» находится здесь, в ней я предлагаю несколько советов любителям фотоохоты на беспозвоночных – как лучше снимать их, какими способами можно достичь большей выразительности снимка. В данной статье более подробно рассмотрены приспособления для зеркального фотоаппарата, которые помогут обеспечить нужный масштаб при съемке, плюсы и минусы их использования. Крайне важен вопрос света в макросъемке – качественная подсветка намного упростит задачу получения качественного кадра, а в ряде случаев без нее и вовсе не обойтись. Все возможные виды подсветки рассмотреть невозможно, поэтому я ограничился обзором лишь тех схем, которые использовал сам и работоспособность которых проверил. Посмотреть и обсудить работы автора можно на http://vblinov.photosight.ru; замечания, пожелания, рекомендации и мнения о статье приму с благодарностью vb@tut.by |
1. Насадки и приспособления для макрофотосъемки Для зеркального фотоаппарата – как цифрового, так и пленочного – выбор насадок и приспособлений очень велик. Кроме насадочных линз в различных модификациях, которые можно использовать и с дальномерными, и с компактными камерами, здесь появляется возможность использования удлинительных колец и меха, телеконвертера, а также ставить объектив в перевернутое положение. Попробую кратко обозначить плюсы и минусы различных приспособлений.
Использование дополнительного объектива достаточно распространено в макрофотографии для получения большого увеличения. Удобно то, что собрать комплект можно из подручных материалов – почти из любой пары объективов, имеющихся в наличии. Тем не менее, недостатков у этой схемы достаточно – число линз увеличивается очень сильно, соответственно увеличиваются отражения / преломления / рассеяния внутри оптической системы. Но самый главный минус – низкая светосила. Ведь в данном случае передней линзой становится задняя линза второго объектива, диаметр которой всегда невелик. Это ограничивает применение подобной схемы на зеркальных камерах, очень непросто навестись на резкость через получившуюся темную систему. Гораздо шире подобное приспособление используют владельцы цифрокомпактов. Использование объектива в перевернутом положении – возможность существенно улучшить качество макрофотографий, особенно если у вас нет специализированного макрообъектива. В перевернутое положение можно поставить любой объектив, получив при этом достаточно большое увеличение – обычно примерно 1:1,5 – 1:2 для штатных объективов. На фотографии для примера показан объектив Nikkor 60/2,8 Micro, установленный в перевернутое положение.
Для чего это делается? – При съемке в масштабе 1:1 и более крупно, оптические свойства объектива существенно улучшаются, если перевернуть его задней линзой вперед. Причем, к макрообъективам это тоже относится, при съемке в масштабе больше чем 1:1 их желательно перевернуть. Сам по себе перевернутый объектив не дает большого увеличения, поэтому его нужно использовать в комплекте с удлинительными кольцами или мехом – тогда возможно получение предельного в макросъемке масштаба 10:1. Это, конечно, очень условное деление, но принято считать, что до масштаба 10:1 – макросъемка, а более крупно – уже микросъемка, вести которую нужно при помощи микроскопа.
Телеконвертер – несмотря на то, что это не основное его назначение, в макросъемке тоже может использоваться. Из плюсов можно отметить увеличение фокусного расстояния объектива – то есть, при той же дистанции съемки получаем больший масштаб. Минусы – ухудшение разрешения объектива и уменьшение его светосилы.
Итак, подводя итог по первой части обзора – оптимальным вариантом для большинства видов макросъемки является использование специализированного макрообъектива и дополнительно – одного или нескольких удлинительных колец. Другие оптические схемы имеют свои достоинства и недостатки. Каждый фотограф выбирает что-то под свои цели, исходя из съемочных задач, требуемого увеличения и суммы, которую он согласен в это вложить. Далее – о других, не менее важных приспособлениях. |
2. Обеспечение качественной подсветки при макросъемке Самое главное в фотографии – свет, это в полной мере относится и к макрофотографии. Две самые распространенные и самые очевидные ошибки – съемка при ярком солнечном свете и съемка с прямой вспышкой. Поэтому подсветка нужна, но нужно продумать конструкцию отражателей и/или рассеивателей, которые смягчали бы прямой свет солнца или вспышки. Хорошо подобранная подсветка не обращает на себя внимания, незначительно отличается от естественного света, не образует или почти не образует бликов. Но при этом она позволяет значительно повысить качество снимка. Как и из чего изготовить насадки на вспышку – можно фантазировать очень много, вариантов несчетное количество, из различных подручных материалов. Лишь бы свет устраивал.
В случае автономной съемки в полевых условиях, речь может идти только о вспышке. Но прямой свет «в лоб» от встроенной или внешней вспышки – кратчайший путь испортить фотографию. Для получения приемлемого освещения, которое не испортит снимок, но позволит вам снимать с большим комфортом и достигать лучшего качества снимка, нужно продумать и подобрать систему отражателей и рассеивателей, способных смягчить жесткий свет вспышки. Можно попытаться сделать подсветку на основе встроенной вспышки – но это неудобно, лучше все же воспользоваться внешней вспышкой, она дает существенно большую гибкость в управлении светом. Предлагаю рассмотреть вариант подсветки, которым я пользовался в сезоне 2004 года. Собран он был из того, что было под рукой – благо, за долгие годы занятия фотографией разных деталей и приспособлений накопилось немало. В качестве внешней использована вспышка Nikon SB-25, бывшая у меня под рукой, с установленным на нее рассеивателем LumiQuest.
Иногда – когда требовалась особенно сильная подсветка для максимального диафрагмирования – я ставил вторую вспышку с небольшим пластмассовым рассеивателем на фотоаппарат, но это существенно добавляет громоздкости системе, ничем не улучшая качество света, лишь увеличивая его силу. Для обычной съемки сильная подсветка не нужна – она должна быть по возможности незаметной, лишь дополнять естественное освещение, но не подменять его. Мощность вспышки я обычно ставлю на 1/2 или 1/4 от полной, что в совокупности с 2,5 кратным ослаблением силы света насадкой – дает относительно небольшую силу света. Она достаточна для того, чтобы прикрыть диафрагму до 11 или 16 – при этом получается глубина резкости, достаточная для съемки насекомых, но разрешающая способность объектива еще не падает в такой степени, как при максимальных значениях диафрагм. Вот, кстати, еще одна альтернатива, которую приходится решать при макросъемке. Наибольшая разрешающая способность объектива достигается, как правило, при средних значениях диафрагмы, чаще всего это 5,6 – 8. По мере дальнейшего закрытия диафрагмы разрешающая способность начинает падать, особенно сильно ухудшаясь на предельных значениях – 32 и 44. Но ведь для получения большой глубины резкости значение диафрагмы должна быть как можно больше? Вывод, который я сделал для себя – нет необходимости гнаться за максимальной глубиной резкости. Она должна быть достаточной для изображения ключевых моментов фотографии, второстепенные детали – напротив, могут лишь мешать, отвлекая внимание и снижая художественную ценность изображения. Поэтому важно найти такое положение объекта съемки, такой ракурс, при котором для показа объекта будет достаточна не слишком большая глубина резкости. Впрочем, о композиции и ракурсах в макросъемке лучше поговорить отдельно – это тема для отдельной статьи. Получившаяся система довольно-таки громоздка, она не столько даже тяжела, сколько неудобна в работе из-за объемности. После целого съемочного дня весьма ощутимо устают руки, особенно пальцы на правой руке. Впрочем, ко всему можно приспособиться – даже приспособиться снимать этим сооружением одной рукой. Взяв фотоаппарат правой рукой, ставлю его на предплечье левой. При этом пальцы левой руки остаются свободными – чтобы можно было удержать и придать нужное положение веточке с сидящим насекомым. Значительно удобнее в работе специализированные макровспышки, например показанная на фотографии Nikon SB-29s:
Можно обойтись для подсветки только этой вспышкой, она дает мягкий свет практически без теней, великолепную детализацию объекта. И все же для художественной съемки ее свет далеко не идеален. Кольцевая вспышка дает прекрасный заполняющий свет, и днем при хорошем освещении она позволит отлично проработать объект, смягчит тени и сделает блики не столь яркими. Но не всегда мощности и качества естественного освещения достаточно, чтобы обеспечить нормальный моделирующий свет. Поэтому, если есть желание добиться универсальности и всепогодности подсветки – все же стоит добавить в систему еще один осветитель, который оживит свет, сделает его более выразительным. На снимке ниже – система, которую я планирую использовать в сезоне 2005 года. Первые опыты с ней обнадеживают, качество света достаточно высоко. Да, опять же система получилась громоздкая и увесистая, но тут уж ничего не поделаешь, удел фотографа – таскать тяжеленные кофры со стеклом и железом, если действительно есть желание сделать хорошую фотографию, в любое время и в любом месте.
Владимир Блинов aka VL@D vb@tut.by Обсуждение статьи на форуме Работы Владимира Блинова на photoclub.by |
|
![]() |
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|