Одним из вопросов, который регулярно мучает меня при подготовке фото для веба – добавлять или не добавлять рамку к изображению. Кто-то над этим посмеётся. Мол, думать надо не об этом. Хорошее фото рамкой не испортишь, а посредственное – рамкой не украсишь. С этими доводами я полностью согласен. Но все же не могу отделаться от ощущения того, что в отношении некоторых изображений наличие либо отсутствие рамки достаточной существенно меняет визуальное восприятие картинки.
Особенно это заметно для случаев когда тон фотографии и фона похожи. Темная фото с рамкой на темном фоне выглядит (по крайней мере, для меня) не просто ярче и глубже, чем без рамки . У меня создаётся ощущение более насыщенного цвета и более высокой резкости и контрастности изображения.
Включая и отключая слой с рамкой в таких изображениях, я явственно видел этот эффект, но никак не мог понять, в чем же он заключается. А вот сегодня утром в душе у меня случилось прозрения и, мне кажется, я понял, как рамка влияет на восприятие фотографии. Попробую изложить свою гипотезу и буду благодарен за любые комментарии.
Давайте представим ситуацию. Мы стоим на темной улице и смотрим на здание, в котором открыта дверь, через которую видно, что происходит внутри помещения (ну, например, там – бар). Мозг в этой ситуации видит два разных сюжета: (1) плохо освещённую статичную улицу и (2) ярко освещенную динамичную внутренность бар. По степени освещённости, по динамике, по смыслу эти два сюжета очень разные, и поэтому мозг их разделяет и обрабатывает отдельно друг от друга.
И такая ситуация повторяется очень часто. По сути, мы живем в мире «вложенных сюжетов», которые мозгу надо разделять для более совершенного анализа. Смотрим телевизор – два сюжета: комната и то, что на экране. Смотрим в окно – снова два сюжета: комната и то, что за окном. Даже кода утром чистим зубы перед зеркалом – снова визуальная реальность делится на два сюжета: статичная ванная комната и наша рожа в зеркале.
Если мозг не разделит реальность на сюжеты – он будет обрабатывать их как одно целое, что приведет к ухудшению восприятия. Это как пытаться выставить экспозицию когда в кадре находятся очень яркий и очень темный объект – как ни выставляй, все равно часть информации будет потеряна. Хотя оба объекта можно прекрасно сфотографировать по отдельности.
Рамка – это то, что помогает нашему мозгу делить сложный визуальный сигнал на несколько более или менее равномерных сюжетов, которые можно обрабатывать отдельно. Косяк двери – это рамка, граница монитора – это рамка, рама окно – это рамка. В сущности, мы живем в мире рамок, в каждой из которых транслируется самостоятельный сюжет жизни. Не в этом ли секрет успеха концепции оконного интерфейса Windows?
А посмотрите на картинные галереи: каждую картину окружает мощная рама. Для чего она нужна? А для того, чтобы мозг мог обрабатывать сюжет каждой картины отдельно от другой. Я бы сказал, что чем плотнее висят картины на стене, тем более широкие рамы им нужны. Иначе вместо множество сюжетов сбудут обрабатываться как один сюжет и сольются в визуальную «кашу».
Когда вы видим темное фото на светлом фоне или светлое на темном – мозг четко отделяет картинку от фона и обрабатывает ее как отдельный сюжет.
А вот если темное фото показывается на темной подложке – мозг или не может выделить фото в качестве отдельного сюжета или выделяет сюжет не по тому контуру, по которому нужно. Например, мозг может выделить сюжет по рамке монитора или по рамке окна браузера. При этом основное изображение (наше фото) замусоривается посторонними элементами, не относящимися к нему. Вот поэтому и восприятие фотографии и заложенной в ней идеи смазывается. Когда же мы делаем на фото контрастную рамку, мы как бы однозначно показываем мозгу, где граница нашего сюжета. Мы помогаем мозгу выделить фотографию в качестве самостоятельного сюжета, и она анализируется отдельно. Отсюда и возникает иллюзия большей четкости, насыщенности, законченности
Практический вывод: применение рамки оправдано в первую очередь тогда, когда тон фотографии мало отличается от тона фона и когда вокруг края фотографии есть альтернативные рамки, по которым мозг может разрезать общую визуальную картину на отдельные сюжеты.
Применительно к photocentra.ru ситуация с рамками становится принципиально неразрешимой, поскольку разные посетители пользуются разными цветовыми схемами сайта (темной либо светлой). Таким образом, однозначно сказать, нужна ли рамка, вообще не представляется возможным.
Не претендую на истину в последней инстанции, высказываю эту мысль в качестве гипотезы.
Очень хочется услышать мнения опытных фотографов по этому поводу.
P.S. Возможно, на этом принципе работает черный квадрат Малевича? Две абсолютно четкие рамки с абсолютным отсутствием сюжета. Поскольку с такой ситуацией мозг в реальной жизни никого не встречается, он просто подвисает (как камера, пытающаяся навестись на фокус по серой стене). Вот от этого подвисания мозга и прутся поклонники Малевича :)
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|
Обсуждение
Лучшие работы
Лучшие работы
Тема если честно дутая. Картины в рамах да рама отрывала изображение от стены, почему рамы были золотые и витиеватые - другой вопрос, но рама возникла не для отрыва от стены, а для "спрятать потроха" подрамника в первую очередь и как крепёжный элемент во вторую. в фотографии эту роль играет паспарту.
С цветовым тоном - при нормальном выбором паспарту - разница в цвете ( или её отсутствие) сформирует именно то пространство, которое задумал автор. Другой вопрос , если автор не умеет готовить пространство,но это его трудности, а не рамки
Наш мозг - умнее нас, не стоит ему помогать, ему бы не мешать , и он сам всё сделает.
ЗЫ Чёрный квадрат имеет такуюже художественную ценность, как и башмак которым в Буша кинули...))) А вот историческая ценность у них хоть и разная, но большая.... Почитайте о выставке на которой он был выставлен первый раз... Да и в истории он не первый и не последний, просто остальные не попали в "боленые"точки....
ЗЫЫ а так , то каждый выбирает для себя, в меру чвоего понимания . Конечно.
Лучшие работы
Лучшие работы
В этих случаях они не нарисованные, а реальные.
К сожалению, нет. Мозг вообще часто ошибается при анализе визуальной информации. Отсюда такое большое количество зрительных иллюзий.
мозг всегда выделяет по "нужному" контуру, это заложено генетически
Не так все просто! Бумажные и электронные картинки появились не так давно. А эволюция мозга - процесс медленный...
- никогда в жизни- мозг отработает так как нужно
Если бы мозг всегда обрабатывал информацию как нужно - не одной из десятков известных иллюзий восприятие не существовало бы. Вы как-то слишком оптимистично мозг оцениваете
Вот скажите это Malakhov
Тогда и шарпить изображение тоже не стоит, ведь это тоже - обман мозга. Но все это делают.
Забудте про рамки - про рамки забывают все рано или поздно - это как " детская болезнь левизны в коммунизме " ...))))
Лучшие работы
То же и на экране монитора. Ведь суть его - стена с картинками. А вот печать, тут не все так просто, наверное лучше напечатать и обрамлять уже овеществленное фото реальным же материалом.
Мой случай иной...как поклонник различных ретро тем, у меня частенько перед глазами старые открытки...и работы свои я зачастую подгоняю к их стилистике, вот и грешу обрамлениями, которые возможно только мне и уместны по ощущению:)
Но я стараюсь не переступать... рамок )) разумного!
Лучшие работы