Rakovich
Чёй-то я нажал не то...
Год 2009: pro и contra
Rakovich / Blog
08.01.2010 04:52
03975+3

Год 2009: pro и contra Любовь Гаврилюк 31.12.2009

Подводя итоги года, не хочется видеть прошедшие события одномерными, в классическом фотографическом ч/б. «Успех года» и «Провал года», наверное, должны быть названы – чтобы мы не теряли ориентиры в том, что происходит. Но в каждом успехе, я думаю, есть предостережение о возможных рисках, а в каждой неудаче – реальные уроки, которые нужно использовать, а при желании можно обратить в позитив.

Год 2009: pro и contra
Любовь Гаврилюк
31.12.2009

Автор фотографии Kulenenok-Lilia (www.photocentra.ru)

Подводя итоги года, не хочется видеть прошедшие события одномерными, в классическом фотографическом ч/б. «Успех года» и «Провал года», наверное, должны быть названы – чтобы мы не теряли ориентиры в том, что происходит. Но в каждом успехе, я думаю, есть предостережение о возможных рисках, а в каждой неудаче – реальные уроки, которые нужно использовать, а при желании можно обратить в позитив.

Несколько событий я обозначила бы как значимые, повлиявшие на то, каким запомнится этот год. Они происходили или не происходили, или не были реализованы так, как планировалось, главное – не рассматривать pro и contra буквально как «за» и «против», а увидеть плюсы и минусы происходящего. Желательно при этом удержаться от безапелляционности оценок, и еще оставить зону X – непредсказуемого, нерешенного, того, что не видно нам сегодня, но вполне возможно станет очевидным завтра.

Более полугода не выходят журнал «Фотомагия» и рассылка «Фотоновости». Журнал работал для массовой аудитории, для фотолюбителей, помогая их развитию, отношению к фотографии как к искусству, а не только как к социальной практике. «Фотоновости», охватывая подписчиков – членов Союза фотохудожников, музеи и галереи, фотоклубы в областных городах -- объединяли эту группу профессионально заинтересованных читателей. Оперативная информация «Фотоновостей» могла бы отличаться от других ресурсов концентрированной формой дайджеста новостей, с акцентом на проблемы и актуальность событий для членов Союза.

Думаю, отсутствие этих изданий заметно для всех, кто так или иначе соприкасается с фотографией – и это широкий круг людей, работающих в близких областях, в частности, в образовании, в рекламе. В отсутствии печатных изданий восстанавливать хронику событий 2009 года – первичную информацию – придется только по Интернет-сайтам. Не думаю, что это лучший выход, и все же надеюсь на pro: финансовые проблемы будут решены, и эти издания вернутся к своим читателям в обновленном виде. А если использованные форматы оказались действительно нежизнеспособными, на их месте должны появиться другие. Ведь задачи, которые они выполняли, по-прежнему актуальны.

Начал работу веб-альманах Photoscope. Несомненное pro здесь – нацеленность Photoscope на анализ ситуации в белорусской фотографии, готовность углубиться в ее историю, в международный контекст, желание увидеть ростки новых процессов. Уверена, что Photoscope сможет помочь становлению нового поколения фотографов и кураторов, возникновению инфраструктуры арт-рынка – в реалиях XXI века, без оглядки на сложности меняющегося мира и т.д. В любом случае, это честная попытка развития фотографического искусства и культуры понимания фотографии, в целом.

Состоялось несколько событий, организованных Центром фотографии: встречи с зарубежными фотографами и галеристами, итоговые показы фотографий слушателей Школы фотографии 1, 2, 3 семестров, летний фотопрактикум, просмотр французских документальных фильмов о фотографии. В отношении этих акций, к contra могу отнести лишь собственную недостаточную вовлеченность и внимание, которое смогла им уделить. Думаю, в публичном пространстве все они (плюс портфолио-ревю и конкурс документальной фотографии) были удачными – их возможности можно использовать и в будущем году, а потенциал далеко не исчерпан.

Закрылись обе городские фотографические галереи – «Nova» в библиотеке Я. Купалы и «Мир фото». Причины и обстоятельства закрытия разные, но решающую роль для обеих галерей сыграло одно обстоятельство -- зависимость от других структур. Как только ситуация для них изменилась, галереи оказались ненужными. Это еще раз напоминает членам Союза «Фотоискусство» о том, как нужна творческому общественному объединению собственная площадка, не зависящая от условий ведения бизнеса у спонсоров, изменений приоритетов деятельности иных организаций.

«Подземка» – художественная галерея, где часто проходили фотографические выставки – тоже закрылась (и тоже из-за зависимости от магазина, в рамках которого работала), но сумела обрести новый формат: помещение, новую концепцию и поддержку. В данном случае именно она – удачный образец преодоления возникших препятствий, пример шоковой терапии, которая создала мотивацию для развития. Пока же ситуация с фотографическими галереями в городе (столице!) критическая, если не сказать ущербная. Не хочется думать, что она характеризует место искусства фотографии, его востребованность в обществе – так, как это есть на самом деле.

Тема «Год фотографии» обсуждалась неоднократно, но так и не была доведена до сколько-нибудь убедительного практического результата. Могло ли быть иначе? В нескольких выставочных буклетах 2009 года прописаны громкие слова: «посвященная 170-й годовщине изобретения фотографии в рамках Международного фестиваля фотографии и современных искусств»... Но что за ними стоит? Иллюзии, неосуществленные планы? Обиднее всего не то, что финансовые трудности не позволили Году состояться, это как раз было предсказуемо. Огорчает то, что фотографическое сообщество не было к нему готово. Год, или месяц, или фестиваль – предложенные версии, насколько мне известно, не были приведены в систему, не разрабатывались концептуально, и т.д. На это есть причины, и единственное pro здесь может быть в том, чтобы освободиться от мифов и воспоминаний, и искать новые схемы, другие форматы общения и сотрудничества.

Безусловно удачными были выставки Чарльза Клиффорда («Испанская мозаика») и Бенедикта Тышкевича. Как говорят сценаристы, «сюжет должен быть закольцован», так у нас и получилось: год начался с испанских фотографий, волею судьбы оказавшихся в белорусском музее, и завершился показом архива белорусского фотографа, принадлежащего французскому музею. Как ни банально прозвучит, но мир тесен, Европа едина, а культурное наследие лучше не делить, а уважать и гордиться им вместе. С точки зрения фотографии – перед нами прекрасные образцы не только владения сложными технологиями, но и восприятия мира фотографами-современниками.

Из выставок этого года вспоминается «Другой берег» Александра Осташенкова (Литва) в галерее «Мир фото». Интересными мне показались «Коллекция сновидений» Сергея Ждановича, «Классический танец» Виталия Брусинского и Натальи Ковш, проект Института Гете «Меняющийся мир – запечатленное время». Любопытный опыт был у Виталия Раковича: небольшие, как будто необязательные выставки в кафе «Лондон» и кинотеатре «Беларусь» –- о друзьях, о прогулках по городу; легкая и точная фотография, не обремененная клубным пафосом и не «улучшенная» доработкой изображений. «Четырнадцать историй» и особенно «Минск. Немного иной взгляд» практически не вписывались в предложенные им интерьеры (пространствами их назвать нельзя). В них была недосказанность, почти небрежность, поэтому они и запомнились такими живыми. Экспериментальными остались в памяти «Экспедиции» Дмитрия Короля, Владимира Парфенка, Игоря Пешехонова, Игоря Савченко (галерея Nova) – попытка изменить и осмыслить привычный формат фотографических путешествий.

Выставочные проекты года, наверное, отдельная тема, но в целом можно сказать, что они не показали серьезных откровений. В творческой фотографии, в отличие от успешной коммерческой, это вообще большая редкость.

К разочарованиям года можно отнести скандальное разбирательство по поводу выставки Валерия Ведренко. Творческие вопросы оказались забыты, личные претензии – выдвинуты на первый план. Сетевая полемика выплеснулась в оф-лайн. Абсурдность происходящего была очевидной, но никто из участников этой затеи в течение нескольких недель не смог и не захотел остановиться… В итоге ситуация стала этически неприемлемой. Такого в нашем сообществе пока еще не было... Минусы и плюсы подобных сценариев лежат не в профессиональной плоскости, хотя, наверное, и их можно было бы прогнозировать… в области рекламы, например. Неприглядной и неконструктивной, с моей точки зрения. Давайте лучше думать о фотографии.

Впервые в Минске состоялось столько ярких проектов актуального искусства – «Белорусский павильон Венецианской Биеннале», «Дах-9», «Иллюзия, фальсификация и реальность», «Философия масс. Белорусский нео-поп арт», где фотография использовалась широко, но очень в малой степени присутствовала в виде собственно фотографии. Это и pro, и contra актуального искусства. После того, как стало понятно, что галерея «Ў» будет и дальше представлять в Минске это направление, эту тему я хотела бы оставить как домашнее задание для себя на следующий год.

Итоги года подводила Любовь Гаврилюк

Перепечатано из photoscope.by
Прямая ссылка http://www.photoscope.by/comments/view/269.html

Blog / Rakovich
08.01.2010 04:52
03975+3

Обсуждение

К данной записи пока нет ни одного сообщения
#UNIPLACE#
 
Подсказки

Следующая работа — левый клик по фото
Предыдущая работа — левый клик по стрелке слева вверху

Закрыть предпросмотр — левый или правый клик по серой области или правый клик по фото

Увеличение фото — наведите курсор на фото и скрольте вверх
Уменьшение фото — наведите курсор на фото и скрольте вниз

Закрыть увеличенный режим — правый клик в любом месте
OK
Купить фото
#
Цена USD
$12.59
+7% Fees
Размер (пикс)
x

Лицензия
Editorial
Адрес автора
0x00
 
***
 
 
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Обсуждение
Добавить в галерею
 
Популярные работы в этой категории
Закрыть