Andre Kertesz
1894-1985
Фото A.Newman, 1980
Выяснилось, что в библиотеке еще несколько альбомов, посвященных этому человеку, постараюсь, чтобы получилось связное изложение. Вот еще один
1982
Что ценно в этом новом альбоме - что сам мастер комментирует свои снимки. Много интересного узнаешь.
А это даже не столько альбом, сколько монография, 1985 год. Текста больше, чем снимков... Что печально, качество отпечатков существенно ниже, чем в предыдущих альбомах...
Камеру он себе первую купил в 1912 году. Снимал все, всегда имел камеру при себе. Никакой философии не развивал, говорит о том, что нужно даже не видеть, а чувствовать. Что ситуация сама подводит фотографа к тому, что как и что снимать...
Это 1917 год. Обращает на себя внимание высокая техника мастера, качество почти всегда исключительное.
Вот еще вариант
Этот дядька в шляпе - брат мастера. Выдержка составила 10 минут...
Не хило снять такое в 1914 году!..
Мастер известен прежде всего по жанровым снимкам. Это 1921 год, Венгрия. Музыкант слеп.
Это один из лучших жанровых снимков, что я видел.
Но он умел и любил снимать все.
Блестящий портрет 1920 года...
Не поверите, но это снято в 1917 году
Затрудняюсь выбрать, что лучше - эти дети или слепой музыкант. Обе шедевральны.
А это в 1915
Очень известный кадр.
Отличные пейзажи. Мастер много снимал с верхних точек
1919 год
Вот еще пример
Андре сам пишет о своем пристрастии. При этом говорит, что залезать слишком высоко тоже не стоит, картинка делается "плоской". Лазал на колокольни и прочие места...
1914 год
Снимками периода первой мировой войны можно иллюстрировать "Похождения бравого солдата Швейка"
Это сам автор стирается-чинится в 200 метрах позади линии окопов. Как он утверждает, русские пули иногда посвистывали над головой. Использовал дистанционный спуск.
А это они пошли винца попить, это вход в кабак. Ну он заодно и фотку сделал - потом вдруг выяснилось, что это новаторский подход к построению композиции:
1916 год
1918 год
А этот снимок "правильного" солдатика так понравился начальству, что был даже издан в качестве открытки. С правильным названием.
Андре иронизирует, что они ходили в патруль и ломанулись было в бордель (с "проверкой" ). Но мадам их не пустила, тогда они по стене через окно туда забрались. Девки были страшно рады, утверждает он. Об этом пишет солдатик...
Мне сразу вспомнился сапер Водичка 1918 год (терзают смутные сомнения, что 99 из 100 и не знают, кто это:) )
Был тяжело ранен, 9 месяцев валялся в госпитале. После войны работал в Будапеште и снимал для себя. Мечтал перебраться в Париж. Совершилось это в 1925 году, мать его отпустила.
У него была привычка на новом месте делать снимок. Вот первый снимок в Париже - из окна номера отеля на следующее утро по приезду
Это первый кадр из квартиры в Нью-Йорке, 1952 год
Жил в ней все оставшееся время...
В Париже он быстро оброс связями, вообще он очень любил Париж (хотя с 1936 года жил в США) Время проводил (когда было свободное время) в этом своем любимом кафе
потом часто его воспоминал...
Это блошиный рынок в Париже
Мастер ворчливо комментирует, что,мол, вот это был настоящий рынок. А то, что сейчас - лишь приманка для туристов...
А это уже 1926, чуть ли не визитная карточка мастера
Снимал он вот эту венгерскую танцовщицу Магду:
Положил на диван (узнаете?) и попросил "подвигаться". Сделал всего 2 снимка - и комментирует, что не понимает нынешней привычки переводить пленку рулонами (Интересно, чтобы он сказал о цифре?..) (шутя) Хотя, допускаю, что он прекратил съемку по другой причине
Фотографии как вида искусства еще не было, поэтому - как выяснялось впоследствии - что он ни делал, это было высокое фотоискусство
Это один из кадров в Булонском лесу. Он уже сотрудничал с журналами. Немцы были в полном восторге от этого кадра, по их мнению, в снимке выражен "французский дух".
А это приятель по кафешке написал статейку и попросил Андре сфоткать что-нибудь как иллюстрацию. Он сфоткал
Это парижский пейзаж
Вот так он тоже умел:
Отличный снимок
Мастер говорит, что он не может объяснить, почему он так снял. Снял и все... Замечу все же, что мокрый асфальт как сильный изобразительный элемент композиции использовали многие.
Это в Люксембурском саду. Там есть такой старый фонтан, я, помню, думал, как его снять покрасивше. Нет, не смог. А в парках, как обычно, стоят стулья, и тогда и сейчас.... Вот Андре решил заснять не фонтан, а их. Был с приятелем, художником. Тот прямо взбесился, как пишет мастер, что, мол за фигню снимаешь...
Это уличная сценка
Еще один вид Парижа
Андре иронизирует, что либо Atget, либо Abbott это точно снимали. Но у него в кадре еще есть кошка...
Знаменитая серия "Искажения" 1933 года
Он купил 2 кривых зеркала (помните, в городских садах провинциальных городов стояли?) и месяц "отрывался". 140 кадров. Хотел сделать книгу, но получилось лишь через 30 лет.
Многие пытались подражать позднее...
Блестящие портреты
Это автор "Броненосца Потемкина" в Париже в 1929 году. Это они посидели в кафе, понравились друг другу, пришли к Андре домой. Коврик - это чешское национальное рукоделие
Это мастер с женой. Она тоже венгерка, но расписались они лишь в 1935, кажется, году.
Этот снимок он не любил и скадрировал так, что в кадре половина лица жены и рука Андре на ее плече (на этом снимке за левым краем). Ниже я покажу иные варианты (в другом альбоме).
Шедевральный кадр
1926 год
Еще один
1928 год
Он - когда поехал в США - оставил часть архива в Париже. Приехал потом - а пластина вот так пробита. Т.е. это не отражение, а дырка в фотопластине
1929 год
Парижская уличная сценка 1931 года
Знаменитый кадр
Этот кадр меня сразил наповал! Сразу вспомнились гипсовые девушка с веслом и юный пионер
Так это сад Tuileries, центр Парижа, 1928 год.
Вот в тоже время
Т.е. мы сильно идеализируем (с советских времен, кто жил тогда) Запад. Подобные снимки я видел и из Англии, и из США (уже не говорю о депрессии 1929-33). Люди всегда жили тяжело. А мы ничего сами не придумывали, лишь повторяли...
Снова про стулья - мастер снял это в 1929
Блестящий и очень известный снимок
1928 год
Знаменитый шедевр 1926 года
Это мастерская его собутыльника по упомянутому кафе. Он был минималист, поэтому Андре пытался снимать именно в таком стиле. Цветы на столе искусственные...
К вопросу о "видении"
1929 год
Вечерний снимок с верхней точки, 1927 год
Самый знаменитый снимок мастера:
1928 год.
Еще раз о видении
1929 год
Серия "Ноги"
1939 год.
Еще ноги
Брессон "отдыхает":
1930 год
Шучу, конечно. Но лично я считаю мастера более сильным фотографом, чем Брессон...
Потом мастер переехал в Америку (в связи с войной). Там ему мало не показалось - снимать нечего. Пришлось проявлять креатив на подобных сюжетах
1971 год
Теперь информации больше. Он поехал не в связи с войной, а потому что звали. Звали упорно, в конце концов согласился на годичный контракт. Мол, не понравится, вернешься... Фиг он вернулся...
"Попал" он в Америке по-крупному, он сам об этом пишет. Американцы вообще не понимали, что он снимает.
Например, его снимки "Искажения" посчитали порнухой. Нас посадят, говорили, обрежь гениталии, тогда напечатаем... (В чем-то я их понимаю, некоторые кадры серии жутковатенькие...)
Другие говорили, что ты слишком офигенный гуманист, Андре. Делай "брутальные" снимки.
При этом жестко требовали от него именно того, что они считали нужным, причем технически безукоризненно. Без работы он не сидел, но переживал страшно. Ведь ему уже 42 года было, когда он приехал. Лет через 15 в Америке прониклись его работами. Все это время он снимал для себя...
Вот технически блестящий снимок. Не нашел, как он умудрился забраться на такую высоту. Но с техникой у него все нормально!
По поводу технического совершенства пишет, что вы учитесь писать буквы не для того, чтобы любоваться их совершенством - а чтобы писать тексты, общаться, доносить свои мысли. Американский стиль он называл calligraphic photographs a l`americane. Множество деталей, совершенно технически - но без экспрессии, без "огонька"...
В общем, хреново ему было. Тогда он снял этот известный кадр
Меланхоличный тюльпан называется...
По поводу этого снимка
он пишет примерно так. Заказали снять балет, пришел, стал налаживать свет. Вышел дядька и сказал "Пошел вон!". Я говорю, мол это моя работа, мне тоже кушать надо. А тот ни в какую. Ты, грит, не член нашего профсоюза...
Пришлось перенести съемку на детскую площадку. Так он специально включил детишек в кадр, ему очень понравилось это сочетание...
Была у него идея показать местным как нужно снимать американскую глубинку. Вот попытка:
Но не очень у него получилось, менталитет, очевидно, кардинально другой...
В войну снимал ударников капиталистического труда
В общем, работал за деньги...
Но мастер - он и в Америке мастер
1967 год
Это очень любопытный кадр
Мастер придумал этот сюжет в Париже, когда снимал на стройках. Долго-долго ждал голубей - ни фига. Здесь увидел, вспомнил, что хотел снять - и тут прилетел голубь. Всего 1 или 2 снимка. 30 лет ждал момента...
Это самый известный его американский кадр. Типа, шедевр стрита
Мне не очень.
Как любой нормальный человек, мастер не любил зря суетиться. Поэтому любил снимать из окна или с балкона квартиры. Это 1954 год
Заметьте, снова с верхней точки.
На этом он не остановился:
Вот еще из окна
Это интересная история. Он долго смотрел в магазине на эту статуэтку, долго "созревал" - потом купил. Притащил домой, поставил на подоконник - и начал снимать
Причем "Полароидом", который ему кто-то подарил и которую он за камеру вообще не считал. Наснимал на целую книгу, но не может объяснить, отчего его так "вставило" этой статуэткой...
По поводу этого позднего снимка (Франция, Прованс) мастер пишет, что ему очень нравится атмосфера этого кадра. Что глядя на него вы (зрители) можете понять, почему он всю жизнь занимался фотографией
Это к вопросу о том, из какого сора растут цветы не ведая стыда:
Андре был в Японии, ессно, купил новое стекло. Нацепил в отеле, что б такое сфоткать для проверки. Высунулся в окно - и вот результат.
В завершение два шедевральных жанровых снимка
1969 год
1969 год. Всмотритесь в детали!..
* * *
Снимки разных лет из антологий
* * *
Еще один альбом A. Kertesz, 2005 год
Уже не столько о фото, сколько о подробностях жизни мастера.
Это будущая жена с Андре, 1921-25 гг. А расписались они, напомню, лишь в 1936.
Это жена
Это очень известный снимок еще парижского периода, набережная Д`Орсе называется
Это автопортрет в Нью-Йорке 1938 года.
очень известный кадр. И шикарный "кардан".
Это автопортрет 1940 года, когда он проникся америкой до костей... Наш товарищ!..
В 1947 году он подписал контракт с журналом House and Garden и продлевал его ежегодно до 1961 года включительно. Снимал интерьеры и участки, включая дома богачей. Сам называл эти годы потерянными - хотя я не очень понимаю почему. Очевидно, психологически...
Это пример его работы
Технически, по-моему, очень хорошо.
Это вот к вопросу о кадрировании
Портрет мастера с женой я показывал. Полный кадр вообще-то ростовой. Чаще всего показывают верхний вариант. Сам мастер - как я уже писал в первой реплике о нем - предпочитал правый нижний. Он висел у него в комнате.
Очень известный его снимок 1962 года
Мне он не очень.
Это к его увлечению верхними точками Автопортрет в Японии
В 1977 года от рака легких умерла его жена. У него была депрессия. Потом он немного отошел, купил эти стеклянные фигурки (минимум 2) и снял большую серию натюрмортов с ними. Полароидом. Я уже об этом упоминал.
Тут поясняется, почему полароидом (кстати, цветным, но мастер показывал только ч/б). Оказывается, с 1939 года он в темной комнате не работал, что-то у него со здоровьем. И получив в руки камеру, где сразу, без химии, видно результат, он пришел в полный восторг. Правда, потребовалось время. Но потом так втянулся, что забывал о еде. Про цвет он про себя говорил, что у него частичная слепота на некоторые цвета...
*
Это мой любимый фотограф, фотографировал как дышал...
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|
Обсуждение