В этой статье мы расскажем вам о композиции. Без лирики. Смело можете рассмеяться в лицо любому, кто скажет — нет никаких правил в фотографии! Человек в силу своей физиологии воспринимает графическую информацию по определенным правилам.
Мы расскажем, как преобразить ваши снимки, чтобы они стали более выразительными и эффектными. Мы объясним вам, почему эти правила работают и где на них не стоит акцентировать внимание. Какую роль играет в композиции выдержка, диафрагма, объектив? Обо всем этом — ниже.
В то же время не стоит воспринимать советы в статье как незыблемые правила. Просто есть правила, которые сильно облегчают и улучшают восприятие ваших фотографий.
Композиция — совмещение элементов фотографии таким образом, чтобы сформировать целостный и гармоничный снимок. Фотография — это самовыражение.
Поэтому стоит постараться, чтобы ваши сюжеты или сообщения, которые вы хотели бы донести до зрителя, были понятными и лаконичными. «Заморозить» момент, передать его остальным именно таким, каким его видели вы, — проблема нетривиальная.
Очень часто к творческим фотографиям прилагается поясняющая подпись. Это, конечно, не означает, что все подписанные снимки плохие, однако хорошая фотография в пояснениях не нуждается. Хорошая композиция — вот чем отличаются красивые снимки от заурядных и документальных. Хорошие фотографии передают какую-то идею или даже чувства. Например, вы сняли этот закат потому, что вам понравилась необычная форма облаков на горизонте или же цвета, и вы хотите этим поделиться.
О чем вы думаете, глядя на эту фотографию? Скорее всего, вам представляется неспешное течение времени, спокойствие.
А это, конечно, просто птицы. Но у большинства этот снимок ассоциируется с движением и свободой.
В данном случае сообщение снимка не так очевидно, однако сочетающиеся цвета заставляют вас смотреть на фотографию дольше чем обычно, хотя ничего, кроме ягод и веток, на ней нет.
C фотографиями людей получается несколько иначе: кроме красоты человека могут передаваться и эмоции, такие как ярость, веселье, умиротворенность, удивление, настороженность.
Стоит отметить, что животные тоже могут передавать эмоции:
Иногда, чтобы усилить эффект от фотографии и облегчить понимание, прибегают к «самоделкам» и редактированию снимков. Например, в данном случае вырезанная из черной бумаги насадка на объектив сделала боке в форме сердечек, превратив лампочки в недвусмысленный логотип, дополняющий смысл данного снимка:
Как снимать?
Перед съемкой стоит задаться вопросом: что именно я хочу сфотографировать? Что меня привлекает в этой сцене, человеке? Изначально ответы на такие простые вопросы будут казаться неочевидными, но со временем вы сможете с легкостью определять элементы привлечения внимания и заставлять их работать на себя. Если вы сами не знаете, что хотите запечатлеть на фотографии, шансы, что зритель поймет снимок самостоятельно, также малы.
Непонятно, что основное на фотографии — дорога, облака или гора?
А что важно в данном случае — дом, луг или горы?
А так?
То, как работает зрение и как мы видим мир вокруг нас, во многом определяет восприятие изображений.
У человека два глаза и стереоскопическое зрение. Глаза отправляют электрические сигналы мозгу, которые он способен расшифровать и интерпретировать. Система, конечно, несовершенная, но никто не жалуется.
Как вы думаете, какой угол обзора у глаз? Что мы можем видеть одновременно и резко? Многие считают, что человек видит все перед собой в 180-градусном диапазоне:
Это легко проверить. Вытяните руки по сторонам и посмотрите на них. Вы их видите, однако видите ли вы их одновременно? Резко?
Можете ли сосчитать пальцы? Нет.
Быть может, угол обзора глаз не 180°, а, допустим, 100°? Вытяните руки перед собой и немного разведите в стороны. Вы их видите, но, опять же, не резко и не одновременно. Смотреть получается только на одну руку, и это неизбежно приводит к тому, что вторая рука находится вне резкости.
Считается, что угол обзора глаз близок к углу обзора объектива с фокусным расстоянием 50 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, т. е. составляет около 45°. На самом деле, это, конечно, ближе к действительному значению, однако даже в рамках 45-градусного угла вы не сможете одновременно видеть резким все.
Шокирующие цифры: глаза человека могут видеть резко только в пределах 3-градусного угла. В этом легко убедиться, если вытянуть руку вперед и посмотреть на ноготь указательного пальца. Ноготь будет виден отчетливо, однако вы не сможете так же четко увидеть средний или безымянный палец.
Итак, зрение человека похоже на сканер — наши глаза не могут видеть сразу всю сцену, а способны углядеть лишь маленькие участки. Кстати, глаза движутся очень быстро, и лишь недавно удалось разработать камеру, которая способна менять ориентацию с такой же скоростью.
В результате движения глаз и работы мозга все увиденное склеивается в одну большую картинку и формируется адекватное представление о сцене.
Хаотичное движение глаз по фотографии — признак слабой композиции. Секрет хороших снимков прост: ваши глаза двигаются в пределах изображения по определенному маршруту, быстро вычленяя основную идею фотографии:
Если бы была возможность записать траекторию движения взгляда, она была бы примерно такой:
Фотография, которая не несет никакой идеи, заставляет глаза двигаться гораздо более неравномерно — разглядывая все, что попадается на пути, перепрыгивая между яркими зонами и так далее:
Траектория движения глаз в случае с данной фотографией носит гораздо более хаотичный характер.
Композиция — прием фотографа, направляющий взгляд зрителя по заготовленному, неслучайному пути. То есть задача композиции — заставить человека провести взгляд именно так, как вам нужно, выделить те элементы, на которые зритель должен обратить внимание. Чем же привлечь зрителя? В первую очередь человеку свойственно обращать внимание на яркие и светлые участки кадра:
Они могут и привлекать, и отвлекать от главных элементов, если те недостаточно яркие. Такую роль в данном случае играет светлое пятно на фоне:
Однако более яркий фон или второстепенный объект не означают, что вам нельзя снимать:
В таких случаях полезно виньетирование, так как оно подталкивает наблюдателя к логическому центру изображения. Обычно же чем светлее участки изображения, тем быстрее скорость «сканирования» их зрителем:
Что привлекает людей в фотографиях?
Высокая контрастность
Линии, которые создаются в зонах между светлыми и темными участками изображения, сразу и очень сильно привлекают наше внимание:
Низкая контрастность или провоцирует наблюдателя, заставляя его долго разглядывать фотографию, или же дает возможность неспешно рассмотреть все детали:
Цветовой контраст
При подборе цветов дизайнеры часто пользуются цветовым диском:
На нем можно увидеть градиент цветов, которые плавно переходят друг в друга. Некоторые цвета хорошо сочетаются между собой. Они находятся в противоположных полюсах диска:
Сочетания таких цветов создают зоны так называемого цветового, повышенного контраста, к которому привязывается взгляд зрителя:
Гармоничные цвета
Тона на фотографии, которые находятся на цветовом диске рядом, делают снимок более спокойным и мягким.
Например, вот так:
Зоны резкости
Если вся фотография резкая, то человек неизбежно рассмотрит весь снимок и все детали. Если же не весь снимок резкий, глаза наблюдателя будут буквально прикованы к резкой области, а по зоне нерезкости движение взгляда будет сильно затруднено.
Делая все изображение резким, вы таким образом сообщаете зрителю, что на вашем снимке важны абсолютно все детали, а так бывает редко и в основном в архитектурной фотографии.
Малая глубина резкости акцентирует внимание наблюдателя только на том, что является важным по задумке фотографа:
Небольшая глубина резкости позволяет почувствовать глубину и объем снимка даже несмотря на то, что фотография является двухмерной — будь то отпечатанная картинка или же изображение на экране монитора.
Кроме фокусного расстояния основным инструментом контроля резкости является диафрагма. Чем больше диафрагменное число, тем меньше относительное отверстие для пропускания света через объектив и тем больше глубина резкости:
Следует отметить, что из-за физического процесса, называемого дифракцией, на очень высоких диафрагменных числах будет наблюдаться падение резкости.
Глаза людей и животных
Все что вам нужно в данном случае — это резкие глаза. Если глаза вне зоны резкости, это привносит в снимок сумбур и вызывает ощущение, будто чего-то не хватает. Как на этой фотографии с кенгуру:
Если в зоне резкости находятся только глаза, то этого, по большому счету, будет достаточно для хорошего снимка, даже если все остальное будет размыто:
Цвета в монохромной фотографии
На фоне однородной гаммы отлично воспринимаются объекты различающихся цветов:
Элементы композиции
Линии
Когда мы видим на фотографии линии (зачастую — неявные), наша естественная реакция — это следовать по направлению, ими указанному. Чем линии длиннее, тем больше они бросаются в глаза.
Горизонтальная линия придает снимку спокойствие, расслабленность.
Вертикальная линия — эффект незыблемости, стабильности, уверенности.
Диагональная линия — движение, динамика.
Сходящиеся линии сильно акцентируют направление и буквально указывают на смысловой центр снимка. Очень мощный инструмент.
S-образная кривая. Не менее сильный инструмент по сравнению со сходящимися линиями, однако более плавный и не такой навязчивый.
Следует избегать одиночных линий, которые выводят траекторию взгляда за пределы фотографии или исходят из углов снимка.
Небольшое изменение в композиции, однако взгляд теперь не «вылетает» за пределы и движется по ярким магистралям внутри снимка.
Текстуры
Человек очень быстро распознает текстуры, и если кроме них ничего нет — фотография в считанные секунды становится скучной. Как только вы поймете, что собой представляют отдельные треугольники, распознаете и всю текстуру:
Поэтому основная идея при съемке текстур — это поместить какой-нибудь выделяющийся элемент, организовав таким образом своеобразную точку отдыха для глаз:
Противоположные текстуры также создают дополнительный контраст. В данном случае все равно не хватает элемента, на котором глаз мог бы остановиться и отдохнуть от постоянного переключения между рассматриванием двух разных текстур:
Контраст
Высококонтрастные изображения обычно сразу привлекают и производят сильное впечатление:
C неконтрастными изображениями наблюдаем обратное — они воспринимаются не так бурно:
Точно так же контрастность влияет и на портретные фотографии. Высокий контраст придает драматичность, низкий же наделяет снимок умиротворенностью, спокойствием.
Движение
Движение на фотографии также способно сильно привлечь:
К мощным техникам демонстрации движения можно отнести съемку с проводкой, в результате которой основной объект остается резким, а фон, наоборот, размывается:
Добиться движения в кадре можно также и длинной выдержкой, когда движущийся объект оставляет за собой след. Еще один способ — съемка со вспышкой с синхронизацией по первой или второй шторке.
Для получения необычной, «мистической» воды существует негласное правило — выдержка в течение 1/15—2 секунд. Установите камеру на штатив, перейдите в режим приоритета выдержки и сделайте кадр. Вода получится очень необычной:
Однородные пространства
В пейзажные фотографии зачастую специально включается объект переднего плана, который может стать неплохим «напарником» для переключения взгляда между ним и удаленными достопримечательностями. В данном случае однородное пространство между объектами играет роль своеобразного мостика:
Размещение объектов в кадре
Положение центров внимания на фотографии имеет очень важное значение. Наверняка вы слышали, что размещение объекта съемки в центре — это очень тривиально и является слабым композиционным приемом. В большинстве случаев это так. Причина неинтересности снимков с центральной композицией проста — она блокирует движение глаз по фотографии:
Золотое сечение
Это очень старое правило, которым руководствовались художники еще в Средние века. Пропорциям золотого сечения подчиняются и пирамиды в Египте, и многие элементы живой природы, начиная от строения растений и заканчивая раковинами улиток (в данном случае подчиняется частному варианту золотого сечения — спирали Архимеда):
Золотое сечение делит отрезок на пропорциональные части, в результате чего меньший отрезок так относится к большему отрезку, как больший ко всему отрезку:
Центры внимания располагаются на горизонтальных и вертикальных линиях, образуемых золотым сечением, и особенно сильны в местах пересечения этих линий:
На данном снимке горизонт подчиняется золотому сечению в портретной ориентации. Однако строго придерживаться пропорций золотого сечения нет необходимости:
Например, в данном случае водопад размещен не совсем по линии золотого сечения, но близко к ней, при этом композиция не страдает. При золотом сечении отрезки, как показано выше, делятся в пропорции 3/8 — 2/8 — 3/8.
Почему не нужно досконально соблюдать закон золотого сечения? Дело в том, что существует также и правило третьих, которое наверняка вам знакомо — все компактные цифровые камеры могут выводить на дисплей так называемую композиционную сетку:
В ее случае все отрезки линии относятся друг к другу в пропорции 3/9 — 3/9 — 3/9. А это очень близко к пропорциям золотого сечения. Не попали в золотое сечение? Попадете в правило третьих:
Точки пересечения линий — очень мощные центры привлечения внимания.
Естественное виньетирование
Для того чтобы выделить участки изображения, можно воспользоваться естественными «рамками» — ветвями деревьев, дверными проемами, окнами и так далее:
В данном случае ветки и затемненная нижняя часть кадра подводят зрителя к основе сюжета — закату в центре, хотя он и сам является достаточно мощным аттрактантом внимания из-за своей яркости.
Симметрия
Симметрия в фотографиях — очень привлекательный элемент, однако сама по себе она очень быстро приедается:
Добавление каких-нибудь дополнительных элементов к симметрии может положительно сказаться на восприятии всего снимка.
Похожие объекты также привлекают внимание зрителя:
Влияние объектива
Как это ни странно, но влияние зума может оказаться не таким уж и простым. Одной из важнейших характеристик оптики является фокусное расстояние: чем оно меньше, тем шире угол обзора объектива, и наоборот.
Объективы с большим фокусным расстоянием (они называются телеобъективами) позволяют наподобие подзорной трубы видеть крупным планом далекие объекты.
Объективы с маленьким фокусным расстоянием позволяют наподобие дверного глазка видеть сразу много близких объектов, но уменьшенного размера. Почти все имеющиеся на рынке камеры оснащены зум-объективами и позволяют снимать крупным планом как широкие пространства, так и далекие объекты.
Вот что происходит, если вы снимаете из одной позиции на разном фокусном расстоянии:
А вот что происходит при попытке сохранить на всех фотографиях снимаемую девушку одного размера. Видите, как меняется фон?
При сохранении размеров модели фон изменяется — чем больше фокусное расстояние, тем меньший участок фона захватывается, и он, соответственно, кажется больше.
Таким образом, широкоугольным объективам свойственно преувеличивать размеры снимаемого объекта и в то же время включать в себя много фона, элементы которого будут выглядеть маленькими. Все это образует иллюзию большого пространства. А благодаря большой глубине резкости все элементы снимка выглядят одинаково четкими.
Нормальные (штатные) объективы способны передавать пространство почти так же, как его видит человек. Глубина резкости средняя.
Телеобъективам свойственно преувеличивать размеры фона — его попадает меньше и в то же время он кажется больше, в чем легко убедиться, если посмотреть на приведенные выше фотографии. Все это образует эффект сжатого пространства. Из-за малой глубины резкости в фокус попадает только снимаемый объект, а фон зачастую размыт и потому трудноузнаваем или неузнаваем вовсе. Глубина резкости, как мы уже отмечали, позволяет отделить объект от фона и кроме выраженного акцента добавить снимку эффект глубины пространства.
Динамику фотографии можно контролировать благодаря выдержке. Короткие выдержки «замораживают» сцену, придают ощущение напряженности, предвкушения чего-то:
Длинные выдержки демонстрируют само движение:
Здесь важно понимать, чего именно вы хотите добиться — «заморозить» движение или же запечатлеть его?
В случае с быстродвижущимися объектами, такими как машины, то же самое — короткая выдержка останавливает движение и автомобиль кажется стоящим:
Съемка с проводкой полностью меняет восприятие движения:
Очень длинные выдержки могут зафиксировать даже такой медленный процесс, как движение звезд на небе:
Одним из важнейших моментов при съемке является положение фотографа. Снимки, сделанные с разных ракурсов, могут смотреться совершенно иначе. Именно поэтому производители фотоаппаратов так активно выпускают модели с поворотными дисплеями. А 90% снимков, которые выиграли в престижных конкурсах, сняты именно из нестандартных ракурсов — с самолета, с уровня земли, над головой. Или даже подброшенной вверх камерой, как это любит делать австралийский свадебный фотограф Майк Ларсон:
Очень важно менять точку съемки. Только так вы сможете выжать максимум из любой сцены — найти лучшую позицию, лучший ракурс и в результате получить лучший снимок.
И последнее. Так как теперь вы знаете основные законы и правила построения фотографии, не нужно становиться их рабом, можете смело их нарушать.
Желаем вам хороших снимков! Фото: Александр Яковлев, Влад Борисевич, Matt Duke, James Watkins,
Timothy Cоoper, Clark Little, Mike Larson, Pino Carrola
Автор: Влад Борисевич
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|
Обсуждение
Лучшие работы
ЛИЧНОЯ УЗНАЛА МНОГО ИНТЕРЕСНОГО! _