Об «истинной» фотографии, модульности и ручной фокусировке.
Я твердо знаю 3-й закон Чизхолма и его первое следствие: «Если ясность вашего объяснения исключает ложное толкование, все равно кто-то поймет вас неправильно».
Однако, наивно надеясь на наличие чувства юмора у моих оппонентов, попробую еще раз пояснить свою позицию.
По аналогии с истинной магией, фотография бывает «истинная» (творческая) и конвейерная. Творческая фотография предполагает, что есть задача, под нее создается установка, с помощью которой делается снимок. Конвейерная же фотография предполагает использование стандартной одной и той же камеры на все случаи жизни. Подобной фотографией занимается большинство фотохудожников. Глобальным примером «истинной» фотографии являются снимки, сделанные камерой СФР-2М в 1949 г. История этой камеры позволяет также оценить разрыв по времени между творческим подходом и массовой рутиной. Через 20 лет, в 1970 г., КМЗ освоил ее серийное производство под именем ВФУ-1В.
Фактически при любой студийной съемке карданной камерой фотограф собирает специализированную установку для реализации своего проекта. Установка включает в себя не только камеру, состоящую из множества блоков, но и свет, отражатели, фоны и т. д. Ключевым моментом, облегчающим жизнь, является модульность. В этом случае есть надежда, что для новой задачи удастся использовать многое из ранее сделанного. На мой взгляд, напрашивается аналогия с программами на основе открытого исходного кода. Модульность присутствует во многих серийных системных камерах: это возможность использовать разные объективы, вспышки и другие аксессуары. В эпоху пластинок, а потом и пленки вопрос, что может являться модулем и насколько разные модули должны быть совместимы при использовании с камерами разных систем и производителей, был достаточно хорошо проработан. Когда цифровая фотография в 21-м веке стала массовой, она в основном использовала концепции модульности, заимствованные из пленочной фотографии, что не всегда было оправдано. На более раннем этапе многие камеры были единичными концептами, и там делались определенные попытки создать более логичную, с точки зрения техники, систему для цифровых камер.
О своем понимании модульности и о своих мечтах в этой области я писал в статье 2004 г. «Об истории создания фотокамер, стандартах и самодельных фотоаппаратах». Потом я неоднократно возвращался к этому вопросу, пытаясь скрестить старую оптику с новыми аппаратами. Однако все развивается по спирали. И наконец вопросом модульности именно цифровых камер озаботились и их основные производители. Толчком к этому послужил в значительной степени логически оправданный и давно ожидавшийся отказ от зеркальной системы. Ряд крупных фирм, таких как Panasonic, Olympus, Samsung, Sony, стали решать задачу по созданию новых линеек аппаратов, уже не связанных с наследием пленочной эпохи.
Судя по новостным сообщениям, идея ими овладела довольно основательно: появились новые камеры и известия о ряде новых патентов. О патентах достаточно трудно судить по пересказу в прессе. У меня создалось впечатление, что многие из идей, которые там изложены, не могут быть запатентованы, поскольку давно известны. Технические же детали, которые, возможно, составляют суть патента, но не попали в прессу, очень вероятно не имеют практического значения, поскольку в реальных камерах будут чуть-чуть отличаться от описанного в патенте. Вообще нынешняя патентная политика крупных фирм напоминает игру в покер. Фирмы объявляют великим открытием и патентуют тривиальные или давно известные вещи, а потом пытаются обратить этот блеф в выигрыш, задавив оппонента банком. При нынешней системе, когда патентный бизнес кормит огромное количество дармоедов, очень редко вкладываются деньги в судебные процессы по опровержению патентов, утверждающих тривиальные или давно опубликованные вещи. Казалось бы, в этом нет ничего страшного: захотели фирмы выкинуть деньги на патентование ненужных вещей — ну и ладно, это их деньги. Проблема, однако, состоит в том, что любой, кто захочет сделать камеру на основе собственных, давно опубликованных и уже ставших общественным достоянием идей, должен иметь деньги не только на ее создание, но и на судебные процессы, опротестовывающие липовые патенты крупных и богатых фирм.
Особая гнусность ситуации состоит в том, что тратиться на юристов хотят вынудить авторов, не планирующих заработать и готовых предоставить свои разработки во всеобщее достояние. Грустным примером подобного развития событий является наезд фирмы iPix на Хельмута Дерша, существенно осложнивший развитие сферических фотопанорам. Возможно, точка в этой истории еще не поставлена и будет иметь продолжение, имеющее непосредственное отношение к героине данной статьи, камере Sony NEX. Было сообщение, что в 2006 году патенты iPix куплены фирмой Sony. Пока она никак ими не воспользовалась и не объяснила этот свой странный поступок, но в новых камерах все больше внимания уделяется автоматической съемке панорам, и всё может быть. А ведь история фотографии начиналась с такого радужного события, как представление пожизненной пенсии Дагеру и Исидору Ньепсу французским правительством и перевод фотографии в общественное достояние. Свой доклад 9 августа 1839 г. на заседании Академии наук Араго закончил словами: «Франция усыновила это открытие и с самого начала продемонстрировала свое благородство, щедро предоставив его всему миру».
С точки зрения технической логики, неизбежность отказа от зеркального видоискателя в камерах со сменными объективами была очевидна еще 10 лет назад. Однако серийные массовые системы появились только сейчас. Соответственно это micro 4/3 в исполнении Olympus и Panasonic, Samsung со своими камерами NX, и последние появившиеся камеры Sony NEX. Микро 4/3 на сегодняшний день самая доведенная и логически непротиворечивая система. Чего, впрочем, нельзя сказать о патентно-правовой части вопроса. Samsung, на мой взгляд, разрабатывая систему с нуля, тем не менее сделал ее весьма ограниченной по возможностям дальнейшего развития. А вот первый взгляд на технические характеристики Sony NEX вызвал у меня существенный оптимизм. Казалось, что если это и не камера моей мечты, то потенциально система может лечь в ее основу без кардинального изменения стандарта.
Фактически система Sony NEX — это универсальный цифровой задник для фото/видеосъемки на матрице размером с кадровое окно 35 мм кинокамеры. Самый короткий рабочий отрезок в 18 мм и самый большой по диаметру байонет позволяют без проблем использовать любые фото- и кинообъективы и легко реализовывать их наклоны и подвижки. Причем, как показала фирма, сделав собственное переходное кольцо на систему Minolta AF, возможно и автоматическое использование объективов с механическим приводом диафрагмы. Затем фирма выпустила новое программное обеспечение (версия 03), которое позволило использовать старые объективы, имеющие собственный мотор, и в режиме автофокуса. При этом запас по толщине кольца дает возможность сделать переходное кольцо с мотором и для автофокусировки объективов с «отверточным» приводом. Матрицы у Sony и Samsung — 23,4×15,6 мм, и, таким образом, они смотрятся более привлекательно, чем матрица 18×13,5 мм, используемая в системе micro 4/3 для работы со старыми объективами. У камер с большим рабочим отрезком нет жесткой связи диаметра дырки под объектив с размером кадра. Однако, когда крепление расположено вплотную к фокальной плоскости, эта связь возникает. Потенциально диаметр байонета позволяет разместить в камере и матрицу большего размера. На нижеприведенной фотографии кадр 24×36 мм показан пунктирной линией.
В общем, по предварительным прикидкам система казалась очень многообещающей как модуль для использования самой разной оптикой и с принадлежностями самых разных фирм.Полугодовые переговоры о получении камеры на тестирование с фирмой Sony окончились ничем, и под Новый год, воспользовавшись самой гуманной ценовой политикой в этом классе, я приобрел камеру Sony NEX-5 с объективом с фокусным расстоянием 16 мм.
Отдельно корпус мне не попадался, но из общих соображений можно считать, что мой предыдущий кандидат на роль универсального модуля, Canon EOS 1000D, находится в том же ценовом диапазоне.Sony NEX-5 и…
…Canon EOS 1000D
…Canon PowerShot A650IS
…Olympus PL1Итак, осмотр с поверхности показывает следующие очевидные плюсы камеры Sony. Меньшие габариты. Меньший рабочий отрезок и, это самое существенное, возможность использовать самые разные объективы, вплоть до объективов для дальномерных фотоаппаратов и кинокамер. Лучший ЖК-экран. И возможность съемки видео. Минус, и самый существенный — отсутствие управления от компьютера. Также отсутствие проводного пульта дистанционного управления. Протокол связи по ИК оказался чуть отличным от ранее использовавшихся, поэтому ни один старый фирменный или универсальный пульт у меня с этой камерой не заработал. Пришлось покупать родной RMT-DSLR1.
Мы оперативно расшифровали протокол и в ближайшее время опубликуем и его, и способ им воспользоваться для управления спуском камеры с помощью компьютера.
К минусам относится и отсутствие на данный момент возможности подключить внешнюю вспышку (вероятно, эта проблема может быть решена выпуском специальной принадлежности).
В комплекте идет внешняя лампа, а не вся вспышка, и по функциональности она не превосходит встраиваемые. Кроме того, вспышка камеры работает всегда с предварительным оценочным импульсом, что осложняет синхронизацию со студийными вспышками. Как уже говорилось, модульная камера должна работать и в студии, а уж коль она в студии, желательно управляться от компьютера. Впрочем, здесь есть выход HDMI, что позволяет вывести изображение с экрана на большой монитор. Обычного видеовыхода нет.
Поскольку обычного видеовыхода у камеры нет, пришлось меню снимать с экрана.
Аккумулятор и карта памяти вставляются в днище и скрыты общей крышкой. Любопытно, что красный светодиод индикации записи не виден при закрытой крышке. Подобное решение я встречаю первый раз — вероятно, роль этой индикации только в том, чтобы помешать пользователю извлечь аккумулятор или карту в процессе сохранения снимков.
Родной аккумулятор относительно емкий и весьма дорогой (2500 руб.). Можно приобрести на тысячу дешевле аккумулятор у альтернативных производителей.
Правда у фирмы acme то ли нелады с арифметикой, то ли аккумулятор никуда не годный. При равном с оригинальным напряжении и емкости в А⋅ч, емкость в Вт⋅ч отличается в два раза. Т. е. если это не опечатка, напряжение должно падать линейно до нуля с момента включения, и следовательно, камера почти сразу перестанет работать. Реально аккумулятор работает практически как родной, но повторяющаяся опечатка на упаковке и на самом аккумуляторе наводит на размышления о компетентности персонала. Впрочем, в описании к камере также встречаются перлы, свидетельствующие не о плохом переводе, а о полном незнании школьного курса физики и терминов, закрепленных в ГОСТ и ISO. «Минимальное фокусное расстояние (м) — 0,24». И далее пояснение: «Минимальное фокусное расстояние — это наименьшее расстояние от датчика изображения до объекта». Минимальное фокусное расстояние у объектива с фиксированным фокусным расстоянием — это круто. Уровень компетенции фирмы, сотрудники которой путают фокусное расстояние с дистанцией фокусировки, явно свидетельствует о деградации школьного образования :-)
Sony довольно оперативно выпустила новую версию программного обеспечения — 03, однако выяснилось, что в отличие от всех остальных производителей камер, компания избрала метод обновления программного обеспечения в камере с помощью внешнего компьютера, подключенного к камере. У всех остальных процесс обновления программного обеспечения решается автономно записью новой прошивки на карту памяти и запуском ее из меню.Sony же, оказалось, действительно не любит меня и мне подобных. Обновить программное обеспечение можно только с компьютеров с операционной системой Windows или Macintosh. К счастью, ноутбук десятилетней давности с Windows XP с этой задачей справился.
Мои основные надежды связаны были с возможностью получить с помощью этой камеры что-то, чего я не мог реализовать с другими. Наиболее простые и лежащие на поверхности решения основывались на использовании объективов с ручной фокусировкой. Возможности для ручной фокусировки, реализованные фирмой, мне показались недостаточными, и я начал с изготовления двух простеньких модулей, существенно, на мой взгляд, облегчающих жизнь.Модуль первый: большая кнопка электронной лупыДля включения электронной лупы можно запрограммировать нижнюю кнопку на задней панели камеры. Однако чтобы ее нажать, надо обязательно держать камеру другой рукой, отрывать палец от кнопки спуска, что существенно сказывается на оперативности и точности. Чтобы решить эту проблему, я сделал блок с большой подпружиненной кнопкой и толкателем. Пружина защищает от случайного легкого нажатия, а большая кнопка позволяет нажимать ее ладонью или основанием большого пальца, не меняя захват камеры и не убирая указательный палец со спусковой кнопки.
Модуль второй: электронный видоискательИз сторублевого приспособления для просмотра диапозитивов получился удобный видоискатель, который для меня решил сразу три проблемы — обеспечил возможность фокусироваться без очков, защиту от засветки и более устойчивое положение камеры, которую больше не приходилось держать на вытянутых руках.
Сделанная из винипласта рамка имеет привинченную на шурупах пластину с прямоугольным пазом для захвата экранa камеры снизу и закрепляется прижимной гайкой и пластиной с треугольным пазом сверху. Толщина рамки позволяет мне, дальнозоркому, рассматривать экран без очков. При нормальном зрении надо либо поместить линзу ближе, либо менять линзу на более слабую, либо использовать еще одну дополнительную. Конструкция в целом получилась даже проще, чем для Canon EOS 1000D, описанная в статье «Видоискатель для зеркальных камер с живой картинкой на экране».Камера с «чужими» сменными объективам
Юпитер-3 — сверхсветосильный полтинник для дальномерных камер. Переименованный трофейный объектив Carl Zeiss Sonnar 1,5/50. Установлен через переходное кольцо Sony E-mount—М39. Его нельзя использовать с зеркальными камерами, а с Sony NEX из него получается очень достойный портретник. К сожалению, конструкция экрана камеры делает ее не очень сподручной при портретной ориентации. Переходное кольцо с байонета Sony E-mount на М39 сделано из капролона. По своим механическим характеристикам материал вполне подходящий, но в силу легкоплавкости более противный в обработке, чем дюраль.
Samyang 500 мм F:8. Переходные кольца: Sony E-mount—М39 + М39—М42 + М42—T mount.
МС Рубинар-8/500 Макро. Переходные кольца: Sony E-mount—М39 + М39—М42.
Pentacon 135/2,8. Переходные кольца: Sony E-mount—М39 + М39—М42.
Волна-3 2,8/80 от камеры Киев-88 с рабочим отрезком 82,1 мм и байонетом «В» можно присоединить к камере с помощью 4 переходных колец. Установив кольцо Sony E-mount—М39, получим рабочий отрезок 28,8 мм, далее с помощью кольца М39—М42 получим 45,5 мм, кольцо М42—байонет «Б» даст нам рабочий отрезок 74,1 мм, и завершит комбинацию переходник с байонета «Б» на «В».
О съемке панорам и стереопанорам, а также о «полукруговом» объективе рыбий глаз и съемке сферических панорам читайте во второй части.
источник
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|
Обсуждение
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Лучшие работы
Автор - звиняйте, что не по теме статьи!
Лучшие работы
Модуль третий: полукруговой рыбий глаз для быстрой съемки круговых панорам