Портфолио ревю в Москве. Сообщение с поля боя от Ирины Поповой.Фрагмент. Статья целиком здесь
В один из дней была большая ярмарка — фотографы разложили свои местные продукты — будто бы продают картошечку или лучок, свежие, с грядки. И всех пришедших, расставленных по алфавиту, от 20 до 80 лет, признанных мэтров и самородков из глубинки, можно было классифицировать, как те же овощные культуры.
Я заметила 4 тенденции российской фотографии...
1. Так называемая «документальная фотография» (а по сути, жесткая социальная фотография). Мы до сих пор снимаем психбольницы, тюрьмы и интернаты, потому что верим, что это важно и можем кому-то на что-то открыть глаза. Это пошло с советского времени, когда такая фотография была запрещена. Всех юродивых и асоциальных элементов запихивали и засовывали за высокие стены в тридесятое царство, чтобы не нарушать строительство великого общего будущего. А на фотографиях в газетах и на редких выставках появлялись хорошо сложенные пахари, гордые новым трактором и грудастые улыбчивые доярки. Поэтому нам до сих пор по инерции кажется, нужно снимать социалку, трэшак. И тогда фотограф будет видится героем — залез, получил доступ, выдержал. Коммуналки с алкоголиками, переходы с бомжами, приюты с умирающими детьми, деревни с одинокими стариками и заколоченными домами, бредовое религиозное исступление.
В то время, как журналы хотят позитивного начала — истории молодых предпринимателей, позитивные исходы борьбы со злом, или просто смешные истории. А галереи хотят концептуального и холодного, чего в этих фотографиях нет.
Цель — протест против социальной несправедливости.
Фотографы — среднего возраста мужчинки, иногда с бородой, и пробивные барышни неопределенного возраста, иногда похожие на уборщиц, крашеные блондинки с отросшими корнями. Бежевые штаны с широкими карманами, иногда даже жилетки, куда запрятано множество линз. Свойственна общая неряшливость.
Ориентиры — Картье Брессон, Йозеф Куделка и Сальгадо, но далеко не достигнутые. Книжки — Кафка, Достоевский. Фотографии — черно-белые, иногда цветные. Сложные, но все же классические композиции, пойманные движения и эмоции. Взгляд закручивается в изображении.
Лучшие представители — Владимир Семин.
2. Пикториальная фотография. Это явление, собственно, не прошлого, а даже позапрошлого века. Оно началось с того, что фотография не воспринималась как искусство, но очень хотела им стать. Фотография пришла на смену живописи, подхватила ее основные тенденции. Отсюда — зафиксированные жанры (портрет, натюрморт, пейзаж).
Цель — поиск красоты или ее создание.
Фотографы — бородатые дяденьки за 40 или 50, залежавшиеся в своей мастерской, любители пропустить по рюмочке. Любители собирать посиделки в этой же мастерской, поклонники женщин (любители сделать комплимент)
Ориентиры — Мохой-Надь, Йозеф Судек.
Фотографии — выстроенный натюрморт, позированный портрет у окна, отсутствие движения. Жизнь этой фотографии не в движении объекта или сюжетности, а в движении взгляда по картинке, и рассматривании пленочного зерна, малейших переходов света и тени. Эти фотографы, в отличие от первых, снимают всегда на пленку и очень бережно относятся к фотопечати (часто ручной). Возможно перемежение с коллажом, фотограммой.
Лучшие представители — Китаев.
3. Авангардная фотография. Этот вид зародился тоже в условиях жесткого идеологического давления. Фотографы совмещают левый критический дискурс с очень индивидуальным, иногда фриковатым внутренним миром, и попыткой его передать. Цель — не поиск красоты, но и не явный протест против социальной несправедливости, а скорее желание показать себя.
Фотографы — снова бородатые дяденьки, но с «деталькой» — очко в виде кнопки или косичка в бороде.
Ориентиры — Борис Михайлов, Николай Бахарев. Михайлов был первый фотограф, о котором меня спросили на западе, когда я поступала на резиденцию в Райкс. Это единственный «российский» (на самом деле харьковский) фотограф, о чудаковатых выходках которого хорошо знают на западе (заставить бомжей сниматься голыми за бутылку) или устроить на корабле выставку из выброшенных женских прокладок). К сожалению, их время тоже, как и двух других, прошло с уходом советской власти, так как фриковать больше не модно, не круто, и никто это сейчас не оценивает как жест.
Живопись — поздний Пикассо, Энди Уорхолл.
Фотография — раскрашивать вручную полароиды, вклеивать черно-белые снимки трэшовой порно-вечеринки в советское пособие по беременности. Снимать по одному автопортрету каждый день в течение года. К печати относятся небрежно, по-андеграундски. Отпечатками не дорожат. Часто используют найденные фотографии.
Тематика — часто крутится вокруг секса, извращений или трансформированного эго.
Лучшие представители — Андрей Чежин.
4. Наивная девчачья фотография. Она наиболее молода, и родилась в 2000х годах, когда основные противоречия советского государства были сняты, нужно было к чему-то стремиться в фотографии, как-то ее выражать. Эти фотографы выросли в относительном достатке, иногда получили классическое образование. Их мир очень нежный и хрупкий.
Эта фотография более востребована, чем предыдущие три вида, в частности, ее часто выставляет и всячески продвигает Фотодепартамент, но она все также чувственна, и лишена сухой аналитичности, как и первые три вида.
Фотографии — часто «милые» портреты друзей и подруг с откровенными взглядами. Иногда голышом, но не на искусственном фоне, а на смятой постели. Мебель из Икея. Солнечный лучик бьет в окна. Снято на какую-нибудь Мамийю или любой другой средний формат. Цвета — приглушенные, пастельные (постельные), нежные. Ключ — светлый.
Цель — преодолеть детские комплексы.
Ориентиры — фильм «Амели», «Забриски пойнт».
Фотографы — девочки с хипстерским видом. Кудряшки. Странные юбочки. Американские джинсы-бананы из 80х с поясом высоко над пупком. Мальчики-геи в смешных шапочках.
Тематика — нежность, дружба. Лежание в траве. Мечты. Утренний кофе. Мелочи, делающие твою жизнь атмосферной.
Лучшие представители — Марго Овчаренко.
Ответвление — фотография «потока сознания». Она запутана, изображения явно не связаны между собой (за многоэтажкой может следовать чей-то живот), в ней нет сюжета, повествования, и какой-либо объективной картины мира. Часто неряшлива, снята на всевозможные камеры (от среднего формата до убогой мыльницы со вспышкой на пьяной вечеринке).
Литература — Марсель Пруст, Джеймс Джойс.
Платформа для развития — Фотодепартамент
Лучшие представители — нет.
Типичные представители — Алексей Ванюшкин, Кирилл Савченков.
Эта фотография близка к пятому типу — явно хипстерской фотографии. Снята на Хольгу или Ломо, часто с пересветом или солнечным лучом, бьющих в кадр. Тоже про друзей и знакомых, и их мир модных бездельников. Цель — опубликовать у себя в ЖЖ.
Эта фотография вообще не допущена к портфолио ревю, а значит, не признана хоть сколько стоящим явлением на российской сцене.
Но — ни одно из этих течений (!) не пересекается с мировыми тенденциями в фотографии. Ни-од-но!
«Все это хорошо, но было 15 лет назад», — шепчут друг другу ревьюеры в закрытых гостиных для кофе-пауз.
Но есть исключения из правил. Пара модных российских фотографов.
Когда я в Европе говорю о том, что я из России, первым делом меня спрашивают: «О, Россия. Гронский!»
Все там знают Гронского.
Холодные, выверенные, нейтральные картинки. Ноль эмоций. Ноль сюжета. Снежные пейзажи с многоэтажками.
Российскому фотографу сложно понять — почему это их там так поражает?
Гронский очень конъюнктурен, знает о рынке (ищет, узнает, спрашивает о ценах, прибылях в разговорах). Он знает себе цену. Когда портфолио ревю заканчивается, он аккуратно складывает отпечатки, как ювелир — бриллианты, и заканчивает разговор неспешно.
Но Гронский — он из Латвии, так что его принадлежность к России равна принадлежности к Европе.
Второй — такой же условно российский фотограф — Люсия Ганева, живущая больше 10 лет в Голландии. У нее — портреты музейщиков в их залах Эрмитажа. Фотография такая же холодная и выверенная, как и сама фотограф. Большие очки в черной оправе, которые носят все актуальные художники на западе. Все работы выкатываются в чемоданчике.
Есть чему учиться.
Есть еще несколько имен, которых не было в списке участников, но они тоже уже давно перекинулись на запад.
Источник:
3 сентября 2011 | Странная реальность с Ириной Поповой
Портфолио ревю в Москве. Сообщение с поля боя
Ирина Попова
|
|
|
|
|
Это фото НЕ выставлено на продажу. Предложите цену
Покажите автору интерес к данному фото и пригласите его выставить фото на продажу. Предложение вас ни к чему не обязывает
Кошелек должен быть подключен, чтобы предложить цену
***
Добавить в галерею
|
|
Обсуждение
Лучшие работы